Игры с буквами.
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки».Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял еговыполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?
Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: ‘Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?’, ‘Почему высокие дома строить выгоднее?’, ‘Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?’
Игра ""Сказочники""
Дети очень любят фантазировать. Сочините небылицу вместе. Изобразите на бумаге простую картинку и спросите у малыша, что нужно добавить, чтобы получился интересный рассказ. Например, нарисуйте домик, и пусть ребенок придумает, кто в нем живет, с кем дружит и т.д. Сказку можно начать со сказочного зачина. По мере того, как развиваются сказочные события, дорисовывайте нужные детали. Кто пришел? Что принес? Эта игра очень развивает речь.